Взорвите границы внутри себя! Spreng grenser!

Standard
“В Норвегии снимаются внутренние зажимы, появляется внутренняя уверенность. Здесь можно прийти на занятия в тапочках, домашней одежде и непричесанным, пить кофе или чай, закидывать ноги на стул – и все это будет в порядке вещей”.

В Высшей народной школе в норвежском Пасвике обучаются пятеро студентов из России. Среди них Маргарита Ольнова, выпускница филологического факультета ПетрГУ, участница Международного молодежного клуба «Solveig». Она делится своими впечатлениями о жизни в Норвегии и обучении в школе.

– Маргарита,  как ты стала учащейся Высшей народной школы?

– После окончания 3-го курса я приехала в Норвегию по программе Au-pair и прожила год в городе Трёнсберг. Для меня это была хорошая практика языка, как английского, так и шведского  – он очень похож на норвежский. Кроме того познакомилась с культурой и историей страны, пообщалась с ее жителями. Мне очень здесь понравилось. Поэтому, вернувшись в Россию,   вступила в Международный молодежный клуб “Solveig” при Обществе дружбы “Карелия-Норвегия”, возглавляемый Анной Рыбаловой. В течение двух лет участвовала в карельско-норвежских проектах, в составе молодежной группы приезжала в Пасвик весной этого года. Моя заявка прошла отбор на получение стипендии по квоте «Solveig», и уже в августе я начала обучение в Высшей народной школе в Сванвике.

– Высшая народная школа – что это? 

– Действительно, Folkehøgskole (Высшую народную школу) – часто называют «северным феноменом», потому что подобные школы есть только в Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Основателем таких школ стал Николай Грюндтвиг, знаменитый датский поэт, реформатор церкви и школы. Он настаивал на расширении общеобразовательной программы для простого народа. Первая высшая народная школа появилась в Дании в 1844 году, в 1864-м в Норвегии.

В Норвегии более 80 таких школ. Все они расположены, как правило, вдали от городского шума и суеты, каждая имеет свою специализацию. Школа в Пасвике была открыта в 1936 году и сейчас здесь есть такие направления обучения как «езда на собачьих упряжках», «охота и рыбалка», «фото- и видеомастерство», «конный спорт», «арктическая еда», «жизнь на природе», «норвежский язык и культура».

– На каком направлении учишься ты? Какие отличия в обучении в сравнении с российскими учебными заведениями?

– Все российские студенты обучаются только на направлении «Норвежский язык и культура», но поскольку я уже владею норвежским языком, мне разрешили обучаться фото и видеомастерству. После российской системы образования обучение здесь может показаться временем, потраченным впустую, но это совсем не так. Здесь не нагружают теоретическими знаниями, акцент делается на практические навыки и знания, на развитие творческих способностей и саморазвитие. Сейчас я занимаюсь тем, на что в России у меня бы не хватило времени: осваиваю фотомастерство, учусь верховой езде, посещаю бассейн и многое другое. Только здесь я поняла, что можно делать что-то не потому, что «так надо»,  или потому, что это имеет какой-то материальный аспект, но потому, что хочется. От этого я получаю удовольствие. И это здорово!

– Какие отношения  между учителем и учеником?

– Здесь ученик равен учителю. Во многом этому способствует то, что в норвежском языке нет обращения на «вы». Установлению доверительных, приятельских отношений между учителем и учеником помогает большое количество времени, проводимое вместе. Некоторые преподаватели живут на территории школы,  практикуются совместные походы выходного дня. Здесь и те и другие могут подшучивать друг над другом, и это не считается чем-то непозволительным. В России много формальностей и запретов. В Норвегии они отсутствуют, и это способствует снятию внутренних зажимов, раскрепощению, появляется внутренняя уверенность. В России учащийся должен быть причесан и одет определённым образом. Здесь можно прийти на занятие в тапочках, домашней одежде и непричесанным, пить кофе или чай, закидывать ноги на стул – и все это будет в порядке вещей! Неважно, в каком виде ты пришел на занятие. Главное, что ты пришел! Здесь я научилась воспринимать человека таким, какой он есть.

– Есть ли какие-то минусы в жизни в Норвегии и обучении здесь?

– Конечно. Поскольку школа находится за городом, здесь размеренное течение жизни, и мне не хватает динамики, скучаю по городской жизни, движению. Прежде чем приехать сюда,  готовила себя к тому, что будет холодно, полгода продлится полярная ночь. Я тяжело адаптируюсь к отсутствию света, мне постоянно хочется спать. Что еще, может, вначале шокировало меня – это то, что на завтрак, ланч и ужин норвежцы едят бутерброды, так как считают хлеб очень полезным. Но и к этому я постепенно привыкла.

– Маргарита, что бы ты пожелала российским студентам?

– Я желаю им «Взорвать границы!» («Spreng grenser!»), ведь именно так звучит девиз Высшей народной школы в Пасвике. Пусть они разрушат границы внутри себя, избавятся от страхов и предрассудков, и пусть мир будет для них без границ!
Автор – Арина Нопола, победитель викторины “Жизнь как подвиг. Фритьоф Нансен”, выиграла поездку в Норвегию с 4 по 10 декабря 2011 года.
Источник:
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s